1 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Цунимахинская ООШ» РАССМОТРЕНО педагогическим советом МКОУ «Цунимахинская ООШ» (протокол от 31августа 2021 г. №1). УТВЕРЖДЕНО Директор школы:______ З.З.Ахмедова. От 31 августа 2021 г.Пр. № 07. Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МКОУ «Цунимахинская ООШ» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Цунимахинская ООШ» (далее– Положение, Школа) разработано в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373, Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897, Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413, Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015; 2 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, Уставом, локальными нормативными актами Школы, основными общеобразовательными программами начального общего, основного общего, среднего общего образования Школы. 1.2. В Положении используются следующие термины: оценивание - это процесс соотнесения реальных результатов с планируемыми целями; отметка- это результат процесса оценивания, условно-формальное (знаковое), количественное выражение оценки учебных достижений, обучающихся в цифрах, буквах или иным образом; качество образования - комплексная характеристика деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы. формирующее оценивание - оценивание в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, компетенции, ценностные установки, устанавливается обратная связь об ycпexax и недостатках учащегося; когда обучающегося ориентируют и мотивируют на дальнейшую учебу, а также планирование целей и путей ее продолжения. Формирующее оценивание сосредоточено на сравнении успехов учащегося с его прежними достижениями. Обратная связь своевременно, и по возможности, точно описывает сильные и слабые стороны обучающегося, а также содержит предложения о дальнейшей деятельности, поддерживающей развитие обучающегося; текущий контроль - это систематическая проверка учебных достижений обучающихся, проводимая педагогом на текущие занятиях в соответствии с рабочей программой учебного предмета (курса); промежуточная аттестация - это оценка качества усвоения обучающимися содержания какой-либо части (частей), темы (тем) конкретного учебного предмета (курса) по окончании их изучения по итогам учебного аттестационного периода (триместра, года) по результатам проверки (проверок). Проводится учителем учебного предмета (курса) или комиссией. 3 1.3. Настоящее Положение определяет формы, периодичность, порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в Школе. 1.4. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация являются частью системы внутришкольного мониторинга качества образования по общим критериям «качество образовательных результатов», «качество образовательного процесса» и отражают динамику индивидуальных образовательных достижений обучающихся в соответствии с планируемыми результатами освоения основной общеобразовательной программы соответствующего уровня общего образования. 1.5. Образовательные достижения обучающихся подлежат текущему контролю успеваемости и промежуточной аттестации в обязательном порядке по всем учебным предметам, включенным в учебный план соответствующей основной общеобразовательной программы. 1.6. Текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся осуществляют педагогические работники в соответствии с должностными обязанностями и локальными нормативными актами Школы, регламентирующими вопросы оценивания образовательных результатов обучающихся. 1.7. Основными потребителями информации о результатах текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации являются: участники образовательных отношений (педагоги, обучающиеся и их родители (законные представители), коллегиальные органы управления Школой, администрация Школы), экспертные комиссии при проведении процедур лицензирования на право осуществления образовательной деятельности, государственной аккредитации образовательной деятельности, государственного контроля (надзора) в сфере образования, учредитель Школы. 1.8. С целью информирования о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в Школе, а также в соответствии с требованиями законодательства об образовании, текст настоящего Положения размещается на официальном сайте Школы в сети «Интернет», доводится до сведения родителей (законных представителей) обучающихся на родительских собраниях, при индивидуальных собеседованиях. 1.9. При изменении законодательства об образовании в настоящее Положение вносятся изменения и (или) дополнения в соответствии с порядком, установленном Уставом Школы. 4 2. Формы, периодичности, порядок текущего контроля успеваемости обучающихся 2.1. Текущий контроль успеваемости обучающихся – это систематическая проверка образовательных достижений обучающихся, проводимая педагогом в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с образовательной программой (рабочей программой учебного предмета, курса (модуля). 2.2. Целью текущего контроля успеваемости является: определение степени освоения обучающимися основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования в течение учебного года по всем учебным предметам, курсам (модулям) учебного плана во всех классах/группах; коррекция рабочих программ учебных предметов, курсов (модулей) в зависимости от анализа темпа, качества, особенностей освоения изученного материала; предупреждение неуспеваемости обучающихся. 2.3. Формы текущего контроля успеваемости. 2.3.1 Текущий контроль успеваемости обучающихся в Школе проводится: поурочно, потемно, по учебным четвертям, полугодиям. 2.3.2 Текущий контроль успеваемости обучающихся в Школе проводится в следующих формах: ответ на уроке, контрольная работа, диагностическая контрольная работа, самостоятельная работа, лабораторная работа, защита проекта, реферата, тематическая работа, диктант, сочинение, изложение, практическая работа, зачёт, тестирование, домашнее задание. 2.4. Периодичность текущего контроля успеваемости. 2.4.1 Периодичность текущего контроля успеваемости обучающихся: при недельной нагрузке по учебному предмету 1 час отметка за четверть выставляется на основании не менее 3 текущих отметок за все виды учебной работы обучающихся на уроке, при недельной нагрузке 2 часа на основании не менее 6 отметок за все виды учебной работы обучающихся на уроке, при недельной нагрузке более 2 часов на основании не менее 8-9 отметок за все виды учебной работы обучающихся на уроке. Примечание: образовательная организация должна самостоятельно определить периодичность текущего контроля успеваемости с учетом совей специфики, контингента обучающихся (например, количество обучающихся в классе тоже будет являться фактором, определяющим разные нормы периодичности текущего контроля успеваемости, в разных общеобразовательных организациях). 2.5. Порядок осуществления текущего контроля успеваемости. 5 2.5.1 Поурочный и потемный текущий контроль успеваемости определяется педагогами Школы самостоятельно с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (по уровням образования), индивидуальных особенностей обучающихся соответствующего класса/группы, содержанием образовательной программы, используемых образовательных технологий (рекомендуемая норма поурочного контроля - не менее 30% обучающихся за урок). 2.5.2 Текущий контроль успеваемости по учебным четвертями (или) полугодиям определяется на основании результатов текущего контроля успеваемости в следующем порядке: по четвертям – во 2-9-хклассах. 2.5.3 Текущий контроль успеваемости обучающихся: в 1-х классах осуществляется: без фиксации образовательных результатов в виде отметок по 5-ти балльной шкале и используется только положительная и неразличаемая по уровням фиксация; во 2 – 9-ых классах осуществляется: в виде отметок по 5-балльной шкале по учебным предметам, курсам (модулям); безотметочно по учебным модулям предметной области «Основы религиозных культур и светской этики», безотметочно ("зачтено") по курсам по выбору в 5-9-х классах. 2.5.4 За устный ответ отметка выставляется учителем в ходе урока и заносится в классный журнал и дневник обучающегося. 2.5.5 За письменный ответ отметка выставляется учителем в классный журнал к следующему уроку, за сочинения в 5-8 не позднее недели ,а 9 классах не позднее 10 календарных дней после его написания. 2.5.6 Текущий контроль успеваемости обучающихся, временно находящихся в санаторных, медицинских организациях (иных организациях, имеющих лицензию направо осуществления образовательной деятельности) осуществляется в этих учебных заведениях и полученные результаты учитываются при выставлении четвертных (полугодовых) отметок. 2.5.7 Проведение текущего контроля успеваемости не допускается сразу после длительного пропуска обучающимся учебных занятий по уважительной причине с выставлением неудовлетворительной отметки. 3. Промежуточная аттестация обучающихся 3.1. Целью промежуточной аттестации обучающихся является определение степени освоения ими учебного материала по пройденным 6 учебным предметам, курсам (модулям) в рамках освоения основных общеобразовательных программ общего образования (по уровням общего образования) за учебный год. 3.2. Промежуточную аттестацию в Школе: 3.2.1. в обязательном порядке проходят обучающиеся, осваивающие основные общеобразовательные программы начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования во всех формах обучения; 3.2.2. обучающиеся, осваивающие основные общеобразовательные программы по индивидуальным учебным планам, в т.ч. осуществляющие ускоренное обучение с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося; 3.2.3. могут проходить: по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетние обучающиеся, осваивающие основные общеобразовательные программы начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования в форме семейного образования (далее–экстерны), по заявлению совершеннолетние обучающиеся, осваивающие основные общеобразовательные программы среднего общего образования в форме самообразования (далее–экстерны). 3.3. Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме: комплексной контрольной работы; письменных и устных экзаменов; тестирования; защиты индивидуального/группового проекта. 3.4. Периодичность промежуточной аттестации. 3.4.1. Промежуточная аттестация обучающихся проводится в установленных в пункте 3.3 настоящего Положения формах 1 раз в год с целью контроля освоения обучающимися учебного предмета, курса (модуля) в полном объеме. 3.5. Порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся. 3.5.1. Перечень учебных предметов, курсов (модулей), выносимых на промежуточную аттестацию, их количество и форма проведения определяются учебными планами соответствующих основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. 3.5.2. Сроки проведения промежуточной аттестации ежегодно рассматриваются на педагогическом совете Школы перед началом учебного года и определяются в календарных учебных графиках соответствующих 7 основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. 3.5.3. Обучающиеся, не присутствовавшие по каким – либо причинам в Школе в период проведения промежуточной аттестации, могут пройти промежуточную аттестацию в сроки, установленные для них индивидуально. 3.5.4. промежуточная аттестация обучающихся в Школе проводится: в соответствии с расписанием, утвержденным приказом Школы (не менее чем за два месяца до ее проведения по соответствующему календарному учебному графику), учителем - предметником данного класса по соответствующему учебному предмету, по контрольно-измерительным материалам, прошедшими экспертизу на уровне предметного методического объединения учителей, с соблюдением режима конфиденциальности, проверка работ осуществляется учителем-предметником, работающим в данном классе, либо другим учителем, привлеченным к данной работе, координирует деятельность по проверке работ руководитель методического объединения. 3.5.5. С целью обеспечения объективности образовательных результатов обучающихся: к проведению промежуточной аттестации могут быть привлечены педагоги, не работающие в конкретном классе, в качестве независимых наблюдателей могут быть привлечены родители, чьи дети не обучаются в данном классе, члены Управляющего совета Школы, проведение промежуточной аттестации может быть осуществлено с использованием технологии стандартизированного оценивания по аналогии проведения ВПР, ОГЭ, ЕГЭ. 3.5.6. Информация о проведении промежуточной аттестации (перечень учебных предметов, курсов (модулей), форма, сроки и порядок их проведения) доводится до обучающихся и их родителей (законных представителей) не позднее чем за 2 недели до ее начала посредством размещения на информационном стенде Школы и в электронном журнале Школы. 3.5.7. Обучающиеся, освоившие в полном объеме содержание основной общеобразовательной программы общего образования (по уровням общего образования) текущего учебного года, на основании положительных результатов промежуточной аттестации, переводятся в следующий класс. 3.5.8. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам (модулям) основной общеобразовательной программы или не прохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. 8 3.5.9. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность. 3.5.10. В случае возникновения академической задолженности классные руководители в письменной форме доводят данную информацию до родителей (законных) представителей обучающихся под подпись с указанием даты ознакомления. Письменное сообщение хранится в личном деле обучающегося. 3.5.11. Ликвидация академической задолженности обучающимися осуществляется в соответствии с требованиями законодательства об образовании (статья 58 Федерального закона от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации). 4. Выставление отметок за четверть, полугодие, учебный год 4.1. Четвертная/полугодовая отметка обучающемуся выставляется на основании текущих отметок, полученных за четверть/полугодие с учетом средневзвешенного балла каждой отметки, полученной обучающимся за разные виды учебной работы. Формула подсчета средневзвешенной оценки и Шкала перевода средневзвешенного балла в пятибалльную систему представлены в Приложении к настоящему Приложению. 4.2. Отметка выставляется в классный журнал целым числом в соответствии с правилами математического округления. Выставление четвертной отметки: отметка «5» ставится, если средневзвешенный балл составляет от 4,6 до 5 при условии выполнения не менее 50% всех видов контрольных работ, указанных в приложении к настоящему Положению на «отлично» (контрольная работа, диагностическая контрольная работа, самостоятельная работа, лабораторная работа, защита проекта, реферата, тематическая работа, диктант, сочинение, изложение, практическая работа, зачёт, тестирование) при отсутствии отметок «неудовлетворительно» за вышеуказанные работы; отметка «4» ставится, если средневзвешенный балл составляет от 3,6 до 4,5 при условии выполнения 90% всех видов контрольных работ на «хорошо» и «отлично», указанных в приложении к настоящему Положению (контрольная работа, диагностическая контрольная работа, самостоятельная работа, лабораторная работа, защита проекта, реферата, тематическая работа, диктант, сочинение, изложение, практическая работа, зачёт, тестирование) и при отсутствии отметок «неудовлетворительно» за вышеуказанные работы; отметка «3» ставится, если средневзвешенный балл составляет от 2,5 до 3,5 при условии выполнения не менее 90% всех видов контрольных работ, указанных в приложении к настоящему Положению (контрольная работа, 9 диагностическая контрольная работа, самостоятельная работа, лабораторная работа, защита проекта, реферата, тематическая работа, диктант, сочинение, изложение, практическая работа, зачёт, тестирование) на отметку, не ниже удовлетворительной; отметка «2» ставится, если средневзвешенный балл ниже 2,5 и уровень выполнения более 50% все видов контрольных работ указанных в приложении к настоящего Положению (контрольная работа, диагностическая контрольная работа, самостоятельная работа, лабораторная работа, защита проекта, реферата, тематическая работа, диктант, сочинение, изложение, практическая работа, зачёт, тестирование) на отметку ниже удовлетворительной. 4.3. С целью мотивации обучающихся на повышение качества образовательных результатов за четверть в 5–9-х классах Школы предусмотрено предварительное выставление отметок по каждому учебному предмету учебного плана ежемесячно; в 10 – 11-х классах - один раз в два месяца. С целью улучшения отметок за четверть предусмотрено предварительное выставление отметок по каждому учебному предмету учебного плана не менее чем за 2 недели до окончания четверти, полугодия. 4.4. В конце учебного года выставляются годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана, кроме предметов с безотметочным оцениванием образовательных результатов. 4.5. Годовые отметки выставляются как средний балл четвертных/ полугодовых отметок и отметок за промежуточную аттестацию. Особый «вес» имеют оценки, полученные обучающимися на промежуточной аттестации. Отметка выставляется в классный журнал целым числом в соответствии с правилами математического округления. 4.6. Классные руководители доводят до сведения родителей (законных представителей) обучающихся сведения о четвертных/ полугодовых и годовых отметках, путём выставления отметок в электронный журнал и дневники обучающихся. 10 Приложение Средневзвешенная система оценки знаний, умений и навыков обучающихся Средневзвешенная система оценки знаний, умений и навыков обучающихся представляет собой интегральную оценку результатов всех видов учебной деятельности обучающегося в отчетный период (четверть/полугодие). Минимальный вес оценки – 10 баллов, максимальный – 40 баллов. Средневзвешенная система оценки знаний, умений и навыков обучающихся 10 баллов: текущие оценки: ответ на уроке, домашняя работа, реферат (доклад к уроку); 15 баллов: самостоятельная работа, лабораторная работа, проект, практическая работа, зачет, тестирование; 20 баллов: сочинение, изложение; 30 баллов: тематическая работа, контрольная работа; задание повышенного уровня, выполненное на уроке. 40 баллов: все виды мониторинговой контрольной работы: административная контрольная работа; итоговая контрольная работа промежуточной аттестации и др. Шкала перевода средневзвешенного балла в пятибалльную систему, применяемая при выставлении годовых отметок 0 – 2,49 2 2,5 – 3,49 3 3,5 – 4,49 4 4,5 – 5 5 Формула подсчета средневзвешенной оценки Средневзвешенное = (Сумма произведений оценок на их вес) / (Сумма веса этих оценок). Особенности подсчета: «Долги» ученика (невыполненные задания с обязательной оценкой, т.е. «точки» в журнале, причем только те, срок выполнения которых истёк) учитываются как минимальные оценки, равные 2 и при подсчете средневзвешенного приравниваются к «двойкам». Пропуски (посещаемость) никак не учитываются при подсчете средневзвешенной оценки. На результат «взвешивания» влияют только 11 оценки и «точки» в журнале (в дневнике ученика задания с обязательной оценкой выделены цветом). Пример подсчета средневзвешенной оценки: Пусть в течение четверти у обучающегося было: 2 контрольные работы (вес каждой - 30); 3 самостоятельных работы (вес - 15); 1 практическая работа (вес - 15); 3 проверки тетрадей (домашняя работа) (вес - 10). Ученик получил: за 1-ую контрольную работу - «3»; 2-ую контрольную работу пропустил по неуважительной причине; 1-ую самостоятельную работу написал сам на «2»; 2-ую самостоятельную - списал у соседа на «4»; 3-ью самостоятельную – пропустил по причине болезни; за 1-ую и 2-ую проверку тетрадей получил две оценки «5»; за 3-ью проверку тетрадей – «4»; - практическую работу написал на «4». Если выписать оценки в ряд, получим: «3», «н», «2», «4», «н», «5», «5», «4», «4» - средний балл- 27:7=3,85 По среднему баллу ученик претендует на твёрдую «4». Однако, если использовать вес оценок, получим: 3*30 + 2*30 + 2*15 + 4*15 + 2*15 + 5*10 + 5*10 + 4*10 + 4*15 = 470 баллов. Здесь: первое слагаемое 3*30 - первая контрольная, второе слагаемое 2*30 - вторая контрольная, которую он пропустил, 3-е, 4-е, 5-е слагаемые с весом 15 — это самостоятельные работы, 6-е, 7-е, 8-е слагаемые с весом 10 - проверки тетрадей, последнее слагаемое 4*15 - практическая работа. Совокупный вес оценок (внимание: включая обязательные оценки, а не только полученные учеником): 2*30 + 4*15 + 3*10 = 150. Здесь: 2*30 – получено 2 оценки с весом 30; 4*15 – получено 4 оценки с весом 15; 3*10 – получено 3 оценки с весом 10; Итоговая оценка ученика будет равняться 470/150 = 3,133. Очевидно: средневзвешенная оценка дает более точный уровень успеваемости обучающегося. 12